Установка датчика эхолота на транец

Как установить датчик эхолота

«Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт!»

С установкой датчика эхолота всё совершенно так же. От грамотного расположения датчика эхолота зависит правильность показаний эхолота. Так же надо обратить внимание на доступность изнутри корпуса к месту установки датчика. С наружной стороны выбирать место наименее уязвимое при посадке судна на мель, что бы избежать повреждения датчика. Установка датчика эхолота сквозь корпус всегда сопряжена с трудностями выравнивания горизонта положения датчика, для этих целей применяются прокладки изготавливаемые производителем или их можно изготовить самостоятельно. Для изготовления прокладок можно использовать прессованный гетинакс, он устойчив к длительному воздействию воды и хорошо обрабатывается, имеет малую степень расширения.

⛵ Кавитация

Кавитация (от лат. cavitas — пустота), образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости, либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения. Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырёк захлопывается, излучая при этом ударную волну. Кавитация способна разрушать поверхность гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.

Главный враг эхолота — это кавитация, возникающая при движении. Обычно излучатель эхолота крепится на транце лодки и пузырьки воздуха, движущиеся вдоль поверхности днища, очень сильно рассеивают и поглощают ультразвук, в результате чего эхолот «теряет» дно и «слепнет». У разных моделей это выражается по-разному: цифры глубины мигают, цифры пропадают, эхолот показывает несуществующие глубины и т. д. В любом случае это неприятно, а виновата в этом только неправильная установка излучателя. Если такое случилось с Вами, то попробуйте дотянуться до датчика и ладонью провести по его нижней поверхности. Если прибор заработал, то виноваты те самые крошечные пузырьки воздуха. Если поток воды вокруг преобразователя гладок (ламинарный), то преобразователь посылает и принимает сигналы нормально. Однако если поток воды прерван грубой поверхностью или острыми гранями, то водный поток становится турбулентным, настолько что воздух отделяется от воды в форме пузырьков. Это называется «кавитацией». Если эти воздушные пузырьки проходят через корпус преобразователя (ту часть, в котором закреплен кристалл), то на дисплее эхолота виден «шум». Преобразователь разработан для работы в воде, а не в воздухе. Если воздушные пузырьки проходят через корпус преобразователя, то сигнал от преобразователя отражается от воздушных пузырьков обратно. Так как воздушные пузырьки близки к преобразователю, эти отражения очень сильны. Они будут накладываться на отражения дна, структуры водоема и сигналы рыбы, делая их трудноразличимыми или вообще незаметными. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы делать преобразователь позволяющий воде течь мимо без создания турбулентности. Однако это сделать трудно из-за многих компонентов помещенных в современный преобразователь. Он должен быть маленьким, так, чтобы не сталкиваться с навесным мотором и его водным потоком. Преобразователь должен просто устанавливаться на транце так, чтобы просверливать минимум отверстий. Он должен подниматься без проблем при столкновении с подводными объектами. Фирма Lowrance запатентовала HS-WS преобразователь — самая передовая разработка в области высокоскоростных преобразователей. Эта технология объединяет высокоскоростные измерения с простым крепежом и безопасным подъемом при столкновении с посторонним объектом на высокой скорости. Проблема кавитации не ограничена формой и размещением преобразователя. Многие корпуса лодок создают воздушные пузырьки, которые проходят через корпус преобразователя. У многих алюминиевых лодок эта проблема появляется из-за сотен головок заклепок, которые высовываются в воду. От каждой заклепки течет струйка воздушных пузырьков, когда лодка движется, особенно на высокой скорости. Чтобы ликвидировать эту проблему нужно устанавливать корпус преобразователя ниже воздушных пузырьков, струящихся от оболочки. Это обычно означает, что Вы должны установить крепежную скобу как можно ниже на транце.

🐠 Как правильно установить датчик

Кроме места установки, необходимо следить и за его положением в горизонтальной плоскости, т. к. это тоже влияет, как на бесперебойную работу, так и на достоверность выдаваемой информации.

Датчик должен быть строго горизонтален поверхности воды, но не всегда положение всей лодки будет одинаковым при движении с разной скоростью. Следовательно нужно определить положение лодки на тихом ходу и на глиссере, и устанавливать излучатель, чтобы его положение было наиболее близким к горизонтальному в этих положениях.

  1. Cамое плохое положение датчика, кавитация будет создаваться и самим датчиком. Некорректная работа эхолота — гарантирована.
  2. При таком положении датчика данные о глубине будут искажены.
  3. Идеальное положение датчика. Чем глубже будет опущен излучатель, тем лучше.

На лодках с пластиковыми корпусами излучатель можно ставить изнутри лодки, как это показано на рисунке:

О том, как правильно установить датчик эхолота, читайте в документации, которую можно скачать в разделе — «Скачать». Список документации в ближайшее время, будет дополнен.

Ловись рыбка, или установка на лодку эхолота-картплоттера

Покупая дорогую рыбопоисковую технику (а стоимость отдельных моделей доходит до нескольких сотен тысяч рублей), каждый хочет, чтобы она работала исправно, задействовала все заявленные функции и не выходила из строя из-за непрофессионального монтажа. Небрежная установка эхолота на лодку приведет к передаче на дисплей недостоверной информации о наличии живности и глубине под килем. Положившись на неверно настроенный прибор, можно и рыбку не съесть и на мель сесть. И если в обычных условиях рыболов рискует лишь испорченным отдыхом, то для участников спортивных состязаний безошибочность картплоттера критически важна.

Читать еще:  Рыбалка на кружки осенью

Принцип действия рыбопоискового оборудования мало изменился за последние полвека. Как и старый-добрый Lowrance Fish Lo-k-Tor, современные средства по-прежнему используют сигнал, отражающийся от дна и различных объектов на пути к нему. Однако степень удобства и точность сканирования не идут ни в какое сравнение. Для увеличения диапазона и улучшения обнаружения рыбных косяков сегодня применяется ультразвук с автоматической частотной модуляцией и специальными фильтрами, что исключает утомительные регулировки излучателя и пропадания сигнала (разумеется, при квалифицированной установке).

Модели эхолотов отличаются количеством и частотой лучей, мощностью и формой сигнала, а также наличием тех или иных ноу-хау в зависимости от бренда. Простой эхолот, как минимум, поможет засечь места обитания рыб. Продвинутая модель покажет реальную картину дна да еще и отрисует в трехмерном режиме отдельных особей.

Впрочем, узкоспециализированные эхолоты и гидролокаторы постепенно вытесняются многофункциональными картплоттерами, в которые уже встроены возможности не только упомянутых приборов, но и многие другие прелести наподобие GPS-навигации, Wi-Fi, радио и т.д. Кроме того, при поддержке соответствующих интерфейсов картплоттер способен отображать информацию, поступающую от широкого спектра лодочного оборудования, начиная, собственно, с эхолотного датчика и заканчивая маршевым двигателем.

Выбор картплоттера – отдельная задача, решение которой целиком и полностью зависит от владельца лодки. Одни останавливаются на небольшом устройстве с ограниченной функциональностью, другие берут девайс с 12-дюймовым цветным экраном, детальной прорисовкой подводных объектов, подробнейшими картами и массой входов для подключения разнообразного оборудования. На некоторых лодках красуются сразу два прибора – картплоттер и отдельный эхолот. Правда, чаще всего это вынужденная мера из-за несовместимости интерфейсов.

Основное предназначение картплоттеров – отображение положения судна на карте, запоминание пройденного пути и хранение контрольных точек. Однако по шине NMEA на его дисплей дополнительно выводится огромный объем любой другой информации – навигационной, картографической, технической и даже развлекательной:

текущая глубина, мели, фарватеры, буи, вехи, навигационные опасности, приливы и отливы;

наличие косяков рыб и отдельных подводных объектов;

температура воды и скорость течения;

компас и GPS-данные (названия географических объектов, инфраструктура портов и прибрежных населенных пунктов);

управление аудиоплеерами, специальными влагозащищенными акустическими системами или радио;

показатели двигателя, включая количество оборотов (тахометр), скорость, расход топлива, температуру, давление топлива, давление масла и т. д.;

контроль и управление носовым электромотором;

напряжение на генераторе.

Список можно продолжить, но в любом случае вопрос корректной установки оборудования останется открытым.

Для интеграции всех датчиков с последующим их подключением к картплоттеру сегодня широко применяется последняя версия стандарта связи морского оборудования – NMEA 2000. Собранная на его основе сеть обычно питается от аккумулятора с напряжением 12В, а все ее компоненты соединяются посредством Т-образных коннекторов в линию, причем оба конца обязательно закрываются терминаторами с сопротивлением 120 Ом. Для вывода на экран данных о двигателе (в зависимости от марки и модели) могут понадобиться промежуточные шлюзы и распределительные коробки.

Оснащение лодки именно эхолотными и рыбопоисковыми функциями сводится к правильному монтажу излучателя, от которого, собственно, и будет транслироваться сигнал на экран картплоттера. В подавляющем большинстве случаев проблемы в работе эхолота связаны с небрежной установкой. Для корректного прохождения сигнала под водой важно учитывать два фактора – угол наклона датчика и кавитацию.

Бывалые водомоторники знают, что такое кавитация (пузырьки воздуха в потоке жидкости), и принимают ее во внимание, например, при установке мотора на лодку [ссылка на статью]. Приходится считаться с ней и при настройке ультразвукового датчика, который почти всегда крепится на транце, как и двигатель. Экспериментальным путем важно подобрать правильную высоту, чтобы сигнал не рассеивался при прохождении через образующийся вдоль днища воздух. Иначе эхолот собьется и «ослепнет».

Очевидное решение – опустить излучатель пониже – довольно спорно, поскольку в результате начнет увеличиваться сопротивление воды. К тому же многочисленные варианты моторов, материалов лодки и форм днища образуют разную кавитацию, и только специалист, имевший дело с сотнями всевозможных комбинаций, готов сразу указать точное место установки датчика эхолота на лодке.

Отметим, что на пластиковых лодках излучатель можно положить прямо внутрь. При этом предварительно срезается небольшой участок блоков плавучести, после чего модуль клеится к днищу, а оставшееся пространство вокруг него заливается эпоксидной смолой. Подобный подход снимает массу технических вопросов, связанных с выбором глубины крепления и кавитационным эффектом.

Однако от корректировки угла наклона датчика никуда не деться при любом способе монтажа. В идеале излучатель эхолота, понятно, должен находиться строго параллельно поверхности воды, чтобы сигнал отражался от дна водоема с максимальной точностью и без сбоев при приеме-передаче. Естественно, при движении на разных скоростях и в различных условиях лодка ведет себя не всегда одинаково – она может задирать нос или крениться на один из бортов. Таким образом, важно подобрать некий усредненный угол между наклоном судна на тихом ходу и на глиссе и закрепить датчик в положении, рассчитанном опять же опытным путем.

Стоит упомянуть еще одну альтернативу, частично снимающую проблему установки эхолота на лодку, – встроенный сонар электрического мотора (если, конечно, таковой имеется в техническом оснащении конкретного судна). Но и в данной ситуации потребуется вмешательство специалиста, с тем чтобы, во-первых, грамотно установить сам электродвигатель, а во-вторых, правильно и аккуратно подключить его к картплоттеру, активировав рыбопоисковую функцию.

Читать еще:  Салат с семгой и гранатом

Многие клиенты уже убедились в профессионализме Прокатись.ру, авторизованного и сертифицированного дилера таких компаний, как HONDA, SUZUKI, MERCURY, YAMAHA и др. Наши сотрудники точно знают, как довести до ума любую лодку и сделать из нее модель вашей мечты. Причем в кратчайшие сроки, за вполне адекватную стоимость и, что наиболее ценно, с соблюдением всех предписаний производителей и культуры монтажа.

Сервисный центр Прокатись.ру ждет ваших заявок. У нас еще много интересных идей!

Датчики для эхолотов

Любой эхолот состоит как минимум из двух частей: это сам электронный прибор и датчик. В зависимости от установки, датчики можно разделить на 4 категории. От его правильной установки очень многое зависит в работе самого эхолота. Вот давайте немного разберем датчики и их установку на лодку или катер.

Виды датчиков

Транцевые датчики

Самые популярные датчики, которыми комплектуются большинство продаваемых эхолотов. Стоимость их не велика, но от сюда, можно сказать и вытекают все его недостатки. На транце, как и положено, установлен лодочный мотор. Датчик соответственно крепится рядом с ним, а точнее рядом с гребным винтом, он ведь должен находится в воде. Он располагается чуть ниже корпуса. И вот в таком месте ему приходится работать в очень не простых условиях, постоянное движение, завихрения воды, пузырьки воздуха и т.п. А если лодка выходит на режим глиссирования, то датчик в большинстве своем перестает передавать какие либо данные на эхолот или данные передаются с большими погрешностями или перебоями.

На транец рекомендуется крепить датчики если длина лодки или катера не превышает 8 метров, а лучше и того меньше, исключение составляют короткие, быстроходные катера.

Есть еще и ригельное крепление датчика эхолота на транец. Угол транца по отношению к поверхности воды при это должен быть в пределах от 3 до 16 градусов. Если угол больше, то нужно будет под крепление подкладывать прокладку из пластика или дерева, т.к. датчик для нормальной работы должен быть немного наклонен в сторону движения судна.

В недостатки крепления датчика на транец можно записать еще и то, что его можно повредить при движении (он же выступает за пределы корпуса), он будет постоянно цепляться за траву, мусор, плавающий на воде и за разнообразные подводные препятствия (палки, коряги, бутылки).

Крепление внутри корпуса лодки

Датчик крепится на корпус катера, а точнее на днище и работает сквозь этот самый корпус. Такая установка возможно только на катерах из пластика, металл, дерево или сандвич (с воздушными полостями) не подходят. Т.к. датчик работает через материал корпуса, то тут важна его мощность. Зачастую в таком месте устанавливаются датчики мощностью от 1 до 4 кВт, эффективная глубина эхолокации которых составляет 300-3000 метров. Крепится он эпоксидной или полиэфирной смолой. Знаем случаи когда для крепления использовался пластилин, герметик и даже жвачка, но корректность работы эхолота с такими материала сравнительно не проверялась.

Недостатком такого места крепления является именно место крепления. Датчик работает через корпус, от сюда потери сигнала, снижение чувствительности и глубины сканирования. Обязательно нужно найти место, где стеклопластик плотный, без пузырьков воздуха или каких либо еще дефектов, т.к. все это будет мешать нормально работе эхолота, препятствовать прохождению сигнала.

Врезные датчики

Очень эффективное место для установки. Датчик врезается в днище катера и его работе уже ничего не мешает, ни мотор, ни поверхностный мусор, ни скорость. Формы, размеры и материал изготовления таких датчик разнообразны и каждый сможет подобрать для себя то, что ему нужно.

Главное правильно установить такой датчик. Сигнал от него должен идти строго вертикально вниз. На материал изготовления тоже нужно обратить внимание. Пластиковые датчики не ставят на деревянные корпуса, из-за разбухания дерева есть вероятность раздавить пластиковый корпус датчика, а бронзовые на алюминий из за электрохимической коррозии. По толщине обшивки и угла ее наклона подбирают высоту корпуса датчика и угол направления излучения сигнала (0, 12, 20 градусов).

Врезные, наклонные датчики

Усовершенствованная модель простых врезных датчиков. У наклонных излучатель внутри корпуса жестко не закреплен, а имеет свободный ход на определенный угол, как правило, до 12 градусов. Мощность и эффективность у них такая же как и у обычных врезных. Такой тип предназначен для килевых корпусов катеров. И устанавливать его нужно также, просверлив в днище отверстие. Место лучше выбирать перед килем, рулем или винтом, в общем перед местом, которое создает в воде турбулентность. И опять же не забываем про соответствия материала датчика и корпуса судна.

Не забываем о том, что цена хорошего датчика может составить до половины стоимости самого эхолота.

Еще один вариант крепления датчика эхолота на транец (съемный вариант) с помощью ПВХ трубы от нашего читателя под ником Евген.

Спасибо за подробную информацию по установке. Все просто, удобно, дешево, надежно и практично. Берем себе на заметку.

Установка эхолота

Правильная установка эхолота гарантирует качественный снимок на экране. Прибор незаменим для владельцев судов, любителей рыбной ловли. Эхолот применяется рыболовами для вычисления расстояния, глубины водоема. Также он позволяет оценить рельеф дна.

Ранее эхолот применяли на кораблях для обхода препятствий под водой и мелководья. Но развитие в сфере микроэлектроники позволило создать малогабаритные приборы, помогающие в поиске рыбы. Они показывают не только рельеф дна, но и температуру воды и местоположение рыбы.

Читать еще:  Толстолобик в духовке в фольге

Наши работы под ключ

Изготовление под заказ

Пример Fish5boat GT50

(работы были выполнены под заказ)

Назначение эхолота:

  • Определение глубины. Мониторит пространство под лодкой, отслеживая перепады дна. Зная расположение ям, где обитает крупная рыба, можно сократить период поиска.
  • Показывает картину дна. Для ловли крупных хищников необходимо знать места их скопления.
  • Обнаружение рыбы по изображению на экране. Идентификация рыбы и местоположение. Опытный рыбак определит местопожение рыбы по косвенным признакам.
  • Встроенный датчик отмечает температуру, атмосферное давление. Эти факторы влияют на активность обитателей.
  • Оснащенность GPS позволяет использовать электронные карты. Отмечает и сохраняет информацию места удачной ловли или расположения объектов воде.

Новый проект «Лодка на прокачку» от GTS

Интерактивная модель стоимости общих работ

Установка вспомогательной швартовочной утки (накладная/врезная) — 1000/2000 руб.

Носовая часть катера

1. Установка электрического мотора на носовую часть катера — 12000 руб.
2. Установка врезной якорной лебедки на носовую часть катера (включая уст. роульса, якоря с фалом/цепью, джойстика Д.У.) — 16000 руб.
3. Установка накладной якорной лебедки на носовую часть катера (включая уст. роульса, якоря, джойстика Д.У.) — 15000 руб.
4. Дополнительное усиление носовой площадки/планшира- 5000 руб.
5. Установка радиоуправляемого фароискателя- 7000 руб.

Установка кормовой лесенки для подъёма из воды- 5000 руб.

Модуль подзарядки / система отопления

1. Установка модуля подзарядки вспомогательных аккумуляторных батарей от береговой линии 12/24V — 220V — 8000 руб.
2. Установка дизельной/бензиновой системы отопления — ‘Webasto’ — 30000 руб.

1. Замена рулевого редуктора на редуктор с регулировкой руля по высоте — 5000 руб.
2. Замена тросового управления основного мотора на гидравлическую систему — 18000 руб.

1. Установка эхолота-картплоттера (1-н транцевый датчик с применением фторопластовой пластины) — 9000 руб.
2. Установка эхолота-картплоттера с функцией структур-сканера (2-а транцевых датчика с применением фторопластовых пластин) — 16000 руб.
3. Установка модуля эхолота или структур-сканера с подключением к навигатору — 3000 руб.

Установка врезной машинки газ/реверс- 5000 руб.

Установка мотора стеклоочистителя ветрового стекла — 7000 руб.

1. Замена/установка аналогового измерительного прибора — 2500 руб.
2. Замена/Установка электронного измерительного прибора- 2500 руб.
3. Установка стереосистемы с 2-мя аудиодинамиками — 8000 руб.
4. Установка стереоосистемы с 4-мя врезными аудиодинамиками — 10000 руб.
5. Установка усилителя стереосистемы — 6000 руб.
6. Установка врезной/накладной розетки автомобильного типа 12V — 15000 руб.
7. Установка дополнительного выключателя на консоль капитана/пассажира — 5000 руб.

Крепления для кресла/стола

Установка крепления на палубу для мобильного кресла/стола- 4000 руб.

Держатель для удилища

1. Установка накладного держателя для удилища (планшир катера) — 2000 руб.
2. Установка врезного держателя для удилища (планшир катера) — 2500 руб.

1. Установка фильтра/сепаратора для 1-го мотора — 3500 руб.
2. Установка системы очистки палубы катера забортной водой под давлением — 16000 руб.
3. Установка выключателя массы- 3500 руб.

1. Установка дополнительного выносного транца для вспомогательного мотора — 5500 руб.
2. Установка электрического мотора на транец катера с эл. подготовкой — 5000 руб.

1. Установка мотора (в стоимость установки мотора входит: установка машинки газ/реверс, подключение к рулевой системе, подключение к приборам катера, заправка маслом, тестирование мотора, подключение к общему топливному баку, стационарное крепление):
— мощностью до 90л.с — 15000 руб.
— мощностью от 90л.с до 175л.с. — 20000 руб.
— мощностью от 175л.с до 250л.с. — 24000 руб.
2. Демонтаж подвесного мотора — 10000 руб.
3. Установка транцевого лифта для подвесного мотора — 16000 руб.
4. Установка гидравлического усилителя SeaStar Power Assist — 12000 руб.

Изготовление и нанесение стандартных номерных знаков на борт катера — 4000 руб.

Окрас лодки — от 50000 руб.

Нанесение графического изображения на борт катера (на клеящейся основе) — от 5000 руб.

Крепление трансдьюсеров разделяют на следующие виды:

  • На струбцине – создает надежную фиксацию модели на транце.
  • На клей – прикрепление аппарата на днище судна.
  • На бутылку, плавающую в воде.

Монтаж эхолота на транец

При монтаже гидролокатора возле гребного винта нужно знать, что условия работы будут не лучшими. Чаще всего заводское крепление имеет следующие элементы:

  • Струбцина – деталь служит для фиксации датчика к поверхности лодки.
  • Кронштейн – элемент, соединяющий аппарат со струбциной.
  • Узел монтажа – деталь, соединяющая устройство и кронштейн.

Оборудование фиксируют на кронштейне. Крепежный винт затягивают не до предела. С помощью него выбирают глубину погружения, перемещая датчик.

  • Для исключения колебаний конструкции струбцина крепко устанавливается на транец. Необходимо учитывать высоту расположения гидролокатора относительно воды. Во время перемещения возникают пузыри воздуха в районе расположения трансдьюсера. Они становятся причиной некорректной работы устройства.
  • Необходимым условием правильной работы аппарата является расположение его перпендикулярно поверхности воды.
  • Данный способ имеет недостатки – во время движения оборудование может отломиться или получить повреждения из-за выступающего из-под воды мусора. Не рекомендуется устанавливать устройство на транспорт, развивающий большие скорости.

Установка датчика эхолота внутри корпуса

Этот вид эхолотов представлен глубоководными приборами, мощность которых от 1 до 4 кВт. Их применяют для обследования глубин до 3000 м. Место установки зачищается и обезжиривается. Устройство клеят под нужным углом.

Сонар, установленный таким способом в деревянном или другом корпусе, имеющем пористую структуру, не будет функционировать. Установку нужно проводить в местах, где отсутствует деревянные или другие материалы, являющихся плохим проводником.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector